На прошлой неделе в западных медиа случился небольшой скандал. Сайт
Kotaku, опираясь на свои источники, написал, что в следующем Xbox (720,
Loop, как вам будет угодно) будет механизм, отключающий использование
б/у игр. Пресса тут же бросилась гадать о том, как это будет реализовано
и зачем это нужно. Но все не так сложно.
Начнем с реализации.
Тут все просто, посмотрите на ваш любимый персональный компьютер. Игры в
коробках с одноразовыми кодами для Steam (Uplay, Origin) сейчас не
просто не редкость, а скорее правило. Собственно диск служит только для
того, чтобы не качать из Сети всю игру, многие пользователи с быстрым
интернетом даже не достают его из упаковки.
То есть если источник
Kotaku не ошибается, следующий Xbox будет идти полностью готовым к
цифровой дистрибьюции и не будет работать без подключения к Интернету.
С
одной стороны это может прозвучать как откровение - как это консоль и
требует Интернета? С другой - серьезно, вы знаете много людей, способных
потратить 500 долларов на приставку, еще 500 на телевизор для нее,
платить по 60 долларов за игру и при этом не имеющих доступа к Сети?
Такие эксцентричные джентльмены наверняка есть, но их мало и им рано или
поздно придется присоединиться к остальному прогрессивному
человечеству. И в любом случае погоды они не делают.
Сейчас
только 78% PS3 и 73% Xbox 360 подключены к Интернету, но это связано с
тем, что для многих игроков подключение не дает никаких очевидных
преимуществ. Ну и с тем, что в первых моделях Xbox 360 не было Wi-Fi
Это
так же значит, что следующий Xbox будет готов отбросить ритейл как
только это станет выгодно. Сейчас проникновение быстрого Интернета
оставляет желать лучшего: одно дело активировать игру и совсем другое -
скачать ее. Но как только ситуация изменится (а это неизбежно случится в
ближайшие пять-семь лет), смысла в розничной продаже игр не будет
никакого. И тогда произойдет плавный переход в цифру, как это случилось
уже на ПК со Steam.
Ничего плохого в этом нет, кроме разве что
того, что такой перелом окончательно выбьет дистрибьюторов игр из
бизнеса. Печально, но не конец света.
Теперь про то, зачем
ограничивать б/у игры. На Западе эта проблема очевидна, у нас нет,
поэтому я сейчас побуду Капитаном Очевидность. Если вы в курсе ситуации -
пропустите пару абзацев.
Значительная часть прибыли розничных
магазинов США и Европы (особенно пресловутого GameStop) происходит от
торговли б/у играми. Логика очень проста - они покупают у человека,
который прошел игру, диск подешевле и продают подороже. Поскольку
простые геймеры в отличие от издателей монополией на эти игры не
обладают, разница между ценой покупки и ценой продажи получается более
высокой, так что магазины зарабатывают на б/у играх сильно больше, чем
на новых.
Чем это плохо для издателей? Получается, что с учетом
перепродажи их игру покупает не, скажем, один человек, а три. Но деньги
они получают только с первого.
Эта
ситуация присутствует не только в играх и имеет такие масштабы не
только тут - например подержанные автомобили составляют две трети
американского рынка машин в штуках и половину - в деньгах.
Но
если производители автомобилей ничего не могут сделать по этому поводу,
издатели игр благодаря Интернету способны ограничить перепродажу с
помощью активации продуктов. Уже сейчас есть механизм online pass,
который поощряет первую покупку с помощью кода, который последующим
пользователям придется купить за 10 долларов. Однако обычно online pass
ограничивает только доступ к мультиплееру, который многим покупателям
б/у не особенно нужен.
Нужно понимать, что перепродажа б/у-игр
срывает продуманный механизм продвижения товара в рознице. Я писал ранее
про скидки, которые по идее должны поддерживать покупателей, у которых
не так много денег. В ситуации с б/у играми они просто перестают
работать - зачастую подержанную игру можно купить спустя буквально
день-два после выхода, особенно если речь идет про короткую
однопользовательскую забаву на 6-10 часов. Автомобили служат своим
владельцам сильно дольше.
У подержанных игр есть и свои плюсы. По
сути они обеспечивают скрытую скидку на новые игры - сдавая пройденный
Modern Warfare 2 за 20 долларов покупатель получает новый Modern Warfare
3 за 40 долларов вместо 60. А добыть и потратить такую сумму сильно
проще, особенно если речь идет про подростков и студентов, вечно
стесненных в деньгах.
К
чему приведет отказ индустрии от подержанных игр? С одной стороны,
ничего страшного произойти не должно - количество денег, которые
покупатели тратят на игры, заметно вырасти не может, произойдет только
их перераспределение между розницей и издателями в пользу последних.
Плюс
скидки на игры и выход в платине будут иметь сильно большее значение,
чем сейчас и должны будут использоваться куда активнее - посмотрите хотя
бы на Steam.
Но с другой стороны, купить новую игру за 40
долларов (сдав предварительно старую за 20) больше будет нельзя. А
отчеты GameStop показывают, что люди как правило сдают подержанные игры,
чтобы купить новые - и теперь такой возможности у них не будет. Часть
из этих покупателей поморщится и достанет из кошелька (попросит у
родителей) лишнюю двадцатку, часть отложит покупку до скидок, а часть
потратит деньги на что-то другое - благо развлечений в наше время
хватает, можно сходить в кино, купить игру для мобильника или книжку.
И
вот эта последняя категория может стать той соломинкой, которая
переломит спину верблюду. Мы знаем, что подержанные игры покупает
примерно 60% американских геймеров. Сколько из них не потянут полную
цену всех новых игр? Если игры продаются только по 60 и 30 долларов
(новые и платина), игровая индустрия теряет ценовую гибкость, а с нею и
деньги покупателей. Что плохо не только для игроков и магазинов, но и
для игровых издателей тоже.
Может ли эта ситуация разрешиться с
помощью более активных скидок в рознице? Теоретически да, но скидки в
ритейле делать не так просто, это вам не цифры в базе перебить и баннер
нарисовать.
Скорее всего это решится цифровыми продажами.
Microsoft не хуже нас с вами понимает, что сила Steam в его распродажах,
а значит не исключен вариант того, что Xbox Loop будет не только похож
на Steam в плане активации игр, но и будет вести точно такую же
агрессивную ценовую политику. От чего геймеры с издателями только
выиграют.
Ну а магазинам по большому счету все равно чем торговать - играми ли, бижутерией или подгузниками.
|